Потратив немного времени и усилий, я прочитала 9 книг с белой полки менеджера (найти их можно тут). Нет, я совсем не менеджер, но полюбопытствовать это не мешает :) некоторые вещи лучше узнавать заранее. На всякий случай. Уже во время чтения первой книги я поняла, что информацию нужно попытаться систематизировать и сохранить. Что впоследствии вылилось в майнд-мэпы (они же интеллект-карты).
Итак, начнем.
1. Карьера
Выводы: Для успешной карьеры вы должны усвоить несколько важных моментов. Сохраняйте хорошие отношения с боссом и подчиненными. Не говорите о людях плохо (можно конструктивно критиковать). Говорите с людьми на одном языке. Любите то, что вы делаете, хотите это делать и ищите возможности это делать (если нашли - используйте). Если для карьеры нужен переезд - не бойтесь этого и продумайте наиболее оптимальный вариант.
2. Общение
Самая объемная из 9ти книг. Соответственно, самая большая карта.
Выводы: Учитывать с кем ты взаимодействуешь - пользователями, заказчиками, командой, начальством - и корректировать стиль своего поведения. Использовать наиболее подходящие интерфейсы взаимодействия. Конструктивно критиковать других людей. Узнавать потребности и проблемы своей команды. Выходить из конфликтов с наибольшим win. Быть гибким, обучаться и не бояться изменений
3. Деньги
Честно говоря, про фокалы я впервые узнала из этой книги. Приятно открывать что-то новое :)
Выводы: Деньги можно не только зарабатывать, но и терять. Чтобы этого не происходило, нужно учитывать многие факторы. Оценивать своих сотрудников, доносить до них ценности и цели компании. Чтобы не было негативной напряженной атмосферы своевременно давайте конструктивный фидбек и не манипулируйте :)
4. Делегирование. Принятие решений. Отчеты
Выводы: Не все задачи нужно выполнять самому. Иногда нужно и делиться - делегировать. Но не стоит забывать, что нужно доверять, а значит, давать серьезные задачи. При принятии решений стараться не использовать компромиссы и не утаивать проблемы. Не забывать контролировать людей. Контроль возможен с помощью различных форм и видов отчета
5. Собеседования. Рекрутинг
Выводы: Хотела бы я попасть на собеседование к человеку, который использует эти принципы :). Собеседование само по себе обычно является стрессом для соискателя. Поэтому неплохо бы создать позитивную атмосферу. Чтобы найти лучших сотрудников, обращаться стоит не в рекрутинговые агенства, а туда, где лучшие сотрудники бывают - конференции, форумы, сообщества. Использование телефонных собеседований экономит время соискателю и менеджеру, не стоит пренебрегать этим видом. Предпочтительнее устраивать собеседования последовательно - 1:1 общаться проще.
6. Лидерство
Выводы: Чтобы быть лидером нужно учитывать много аспектов. Нужно уметь выполнять различные роли. Нужно уметь оценивать сложившиеся обстоятельства, выявлять проблемы, делать выводы, находить решения. Очень важно находить подход к людям, особенно при работе с айтишниками. И помнить правила, способствующие собственному карьерному росту.
Менеджер должен быть лидером в тех вещах, в которых он компетентен.
Каждый должен делать то, что он умеет лучше всего.
7. Совещания
Основная часть книги посвящена телефонным митингам. О них уже немало было сказано на тренинге внутри компании, где я работаю. Не делала майнд-мэп по этой книге, но приведу полезный списочек рекомендаций:
- Рассылать заранее повестку дня
- Заранее определяться, кто пишет протокол (он же minutes в нашей компании)
- Пробежаться по списку действий с предыдущего совещания (по шаблону who? what? when?)
- Назначить модератора
- Использовать визуальную информацию
- Представляться, когда что-то говоришь
- Озвучивать, кто присоединился к митингу
- Тормошить участников
- Использовать кнопку Mute
Выводы: использование вышеприведенных принципов добавит порядка и продуктивности вашим совещаниям. Если вы еще не используете - самое время внедрить
8. Публичные выступления
Ох, очень полезная книга для меня, потому что страдаю боязнью выступлений, но иногда приходится переступать через себя.
Выводы: Самое первое - знать для кого вы все это рассказываете. Уважительно относиться к этим людям, не наезжать на них и следить за реакцией. Освоить ошибки и постараться не допускать их во время своих выступлений. Это выведет докладчиков на качественно новый уровень. Если работаете в международной компании (мой случай) постарайтесь улучшить свой английский. Это откроет вам много новых перспектив.
9. Как писать письма
По этой теме в моей компании мы прошли даже не через один тренинг. Здесь также не строила майнд мэп, только небольшой список рекомендаций:
- Не использовать ярких и больших вставок, а также "!!!". Если нужны какие-то действия, просто добавьте в заголовке AR (Action Required). Это общепринятая практика
- Отвечайте на письма в течение дня (ну вы же тоже хотите чтобы вам не через неделю отвечали?)
- Если вы в отпуске, не поленитесь поставить Out Of Office notification. Это кому-то может сэкономить время на ожидание помощи или информации.
- Тестировщики, учитесь грамотно писать summary в дефектах. (лично нас учили по такой схеме - what? where? when? - что не работает, в какой системе, при каких условиях появляется)
- Не забывайте быть нейтральными, особенно в моменты первых коммуникаций. да и вообще, старайтесь говорить только хорошее, это уменьшит вероятность кого-то обидеть.
Мои дополнения:
- Не забывать писать subject в письмах
- Стараться не писать длинных писем - берегите чужое время. если же короче не получается, хорошим моментом будет извиниться за столь длинное письмо в самом начале.
- Перечитайте письмо перед отправкой. Используйте проверку орфографии
- Не забывайте благодарить за помощь. Человеку приятно, а вам не сложно. Да и вполне возможно, придется еще обратиться за помощью
Выводы: письма - это ваше лицо. Не забывайте об этом и будьте красивыми.
Подведем итоги по всей книжной полке. Читать было несложно, написано простым доступным языком. И никакой ненормативной лексики :) почерпнуто много полезных принципов, не только для работы в качестве менеджера, но и для тимлида, обычного сотрудника и даже простые жизненные принципы. Спасибо Саше Орлову и Славе Панкратову. Они молодцы )
После беглого знакомства мне показалось, что некоторые из перечисленных принципов противоречат гибким подходам разработки. К примеру: "Каждый должен делать то, что он умеет лучше всего". Видимо, перечисленные рекомендации наиболее релевантны для членов команд, использующих классические методологии.
ОтветитьУдалитьИ ещё не понял вот этого противопоставления:
> Не все задачи нужно выполнять самому. Иногда нужно и делиться - делегировать. *Но* не стоит забывать, что нужно доверять, а значит, давать серьезные задачи.
Наверное, здесь уместнее будет "но" заменить на "и", а лучше на "при этом".
И далее
> При принятии решений стараться не использовать компромиссы и не утаивать проблемы.
По-моему, решения основанные на компромиссах в целом оказываются наиболее продуктивными. Когда каждая сторона руководствуется исключительно собственными интересами, неизбежна ситуация лебедя, рака и щуки.
> по поводу "но" - я не вижу принципиальной разницы. Да, можно заменить на "при этом", хотя, на мой взгляд, понятно, какую идею я описала.
ОтветитьУдалить>в книге много внимания уделяется именно компромиссам. Пример оттуда: есть 2 человека, которые написали код на одну и ту же функциональность. И каждый хочет, чтобы именно его был использован. Руководство идет на компромисс и кое-как объединяет в один, потом выделяет одного из программистов на поддержку этого кода. И тот переписывает все на тот, который он предлагал изначально. В итоге тратится много времени и нервов. Гораздо проще и лучше для бизнеса было не идти сразу на компромисс, а выбрать один вариант, внедрить его и поддерживать.
Ситуация с компромиссами была описана в таком контексте. Лебедь, рак и щука тянут каждый в свою сторону, нужно уметь выбирать кого-то одного.
Лен, "но" подразумевает противопоставление, которого по смыслу там нет )
ОтветитьУдалитьЧто касается примера, то здесь очевидно изначально, что компромисс ни к чему хорошему не приведёт. На мой взгляд, это скорее исключение, чем правило.
Кроме того, даже в рамках этого примера, компромисс может заключаться не только и не столько в выборе некого промежуточного варианта.
ОтветитьУдалитьМне кажется, что если сейчас принимается чья-то сторона, то это должно учитываться в дальнейшем. Либо "проигрыш" второго кандидата должен быть как-то ещё компенсирован. В противном случае его обида может проявиться в самый неподходящий момент (знаю даже один такой реальный случай).
Хорошо :)
ОтветитьУдалитьЯ поняла твою точку зрения. Она немного не совпадает с мнением Саши Орлова в вопросе компромиссов )
А я всего лишь обобщила суть его книг и, возможно, позаимствовала некоторые идеи для себя.
Ты прекрасно всё обобщила, за что тебе отдельное спасибо ;-)
ОтветитьУдалитьВидимо, Саша, как я и предположил выше, является сторонником классических подходов. Как мне кажется, их главный недостаток в акцентировании внимания на процессах, тогда как самое важное в большинстве трудовых (как и любых других социальных) систем — это люди.
Собственно первый и главный принцип http://agilemanifesto.org/:
*Individuals and interactions over processes and tools*